К 1614 году закончилось «Смутное время» в Русском государстве, но земли Великого Новгорода все еще находились под шведской оккупацией. Шведы, пользуясь своей безнаказанностью, грабили всё, до чего могли дотянуться. Не избежал этой участи и Юрьев монастырь один из богатейших церковных собственников, расположенный в 5 верстах от Новгорода на берегу Волхова.
В поисках добычи шведские мародеры стали вскрывать древние захоронения, расположенные в Георгиевском соборе монастыря. В одном из захоронений их ждала необычная находка. Вот что о ней написано в «Росписи новгородской святыни»: «Немцы в церкви великомученика Георгия, в монастыре, ищущи поклажи, обрели человека цела и ненарушена в княжеском одеянии, и выняв из гробницы, яко жива, поставили у церковной стены. Митрополит Исидор, услышав о том, выпросил у Делагардия (шведский наместник в Новгороде) дозволение перенесть гроб в Новгородский Софийский собор; в это время не только оказались нетленными мощи девственного князя, но оне источили исцеления» и еще одно летописное сообщение о том же событии: «Да в том же пределе у Рождества Пречистей на левой стране князь другой Мстислав да князь Федор Ярославич нетленен, великому князю Александру Невскому брат родной, а положен ту во владенье немецкое, в лето 7122 году, а принесен из Юрьева монастыря сам друг. Про другого же имени не обретохом, той преставились млад, лет в 13, а лежали в Юрьеве во едином гробе в соборном храме святого Георгия... И сведав про се Исидор новгородцкий митрополит, и испросил у немецкого воеводы у Якова Пултусова волю, да повелит ему взяти мощи их из Юрьева монастыря, и взял сам митрополит со всем освященным собором честныя их мощи и привез к Софии и положил с надгробным пением честне в церкви предреченней Рождества Пресвятей Богородицы на леве в Софийском пределе». То есть в одном захоронении обнаружились останки двух человек, мужчины и подростка «лет 13».
В Георгиевском соборе находились захоронения четырех князей: Дмитрия Юрьевича Шемяки внука Дмитрия Донского, похороненного в 1453 году: «Того же лета (1453 год) преставися князь великый Дмитрий Юрьевич в Великом Новегороде, на Городещи, месяца июля в 17 день, в вторник; и положен бысть в манастыре святого Егооргия в церкви»; 14-ти летнего князя Фёдора Ярославича старшего брата Александра Невского, княжившего в Новгороде с 1228 по 1233 год, умершего в день своей женитьбы: «И еще млад и кто не пожалеет его? Свадьба пристроена, меды изварены, невеста приведена, князи позваны, – и бысть, вместо веселия, плачь и сетование за грехи наши...»; и двух малолетних сыновей новгородского князя Ярослава Владимировича, Изяслава и Ростислава восьми и пяти лет, умерших в 1198 году. Из Новгородской первой летописи: «Въ лѣто 6706 (1198 год) ... Тои же весне преставистася у Ярослава сына 2: Изяслав бяше посаженъ на Луках княжити и от Литвы оплечье Новугороду, и тамо преставися; а Ростиславъ Новѣгородѣ; и оба положена у святого Георгия въ манастыри».
Наличие в захоронении еще одного человека объясняет летописная запись под 1456 годом: «Тогда же преставися княгиня Марья дча князя Дмитрея Юрьевича, положена бысть в манастыре у святого Георгия». Надо полагать, что Мария Дмитриевна была погребена в гробнице отца, и нет ничего удивительного в том, что священнослужители митрополита Исидора приняли костяк девушки-подростка за останки тринадцатилетнего мальчика.
Народу было объявлено, что нетленные мощи принадлежат Фёдору Ярославичу, который был признан святым. Судя по всему, митрополит Исидор был не в курсе, что Фёдор Ярославич ушел из жизни в отроческом возрасте, а может быть наоборот, прекрасно знал и выбрал Фёдора в святые из политических соображений, как брата святого Александра Невского, победителя шведов, что было актуально в тот момент - а Дмитрий Юрьевич Шемяка на роль святого ну никак не годился, так как его жизненный путь шел со святостью в противоположных направлениях. Со временем, Фёдор Ярославич из местного святого, превратился в общенационального, чью память Русская Православная Церковь чтит 18 июня и по сей день. В начале XIX века была сделана серебряная рака, в которую положили тело святого Фёдора.
В 1919 году большевики, в рамках программы «религия - опиум для народа», вскрыли раку Фёдора Ярославича в Софийском соборе Великого Новгорода и обнаружили там мумию, чему были немало удивлены, ведь в остальных могилах обнаружились только истлевшие кости. Некоторое время, для разгадки этого феномена руки у властей не доходили, пока в 30-х годах мумию не передали на исследование антропологу В.В.Гинзбургу, сделавшего однозначный вывод: останки принадлежат мужчине около 40 лет. Из двух кандидатов на роль«святого Фёдора» остался один - Дмитрий Юрьевич Шемяка.
Дмитрий Шемяка (1420-1453) князь Галицкий (Галича Костромского) - сын брата Василия I Юрия Дмитриевича, претендовавшего на Московский великокняжеский стол по лествичному праву. Один из организаторов гражданской войны второй четверти XV века, предлогом к которой послужил инцидент на свадьбе Василия II, когда мать великого князя Софья Витовтовна сняла прилюдно с Василия Косого золотой пояс, который якобы был украден у великого князя Дмитрия Донского во время его свадьбы с Евдокией Дмитриевной в 1366 году. В 1446 году взял в плен и ослепил Василия II, за то что тот ослепил его брата, Василия Косого. В 1446-1447 годах княжил в Москве, но не получив поддержки бояр и горожан, вынужден был бежать, а православная церковь предала его анафеме; церковный собор 1448 года, осуждая ослепление им Василия Темного и захват московского стола, доводил до всеобщего сведения, что Шемяка «сотворил над ним не менши прежнего братоубийцы Каина и окаанаго Святополка».
Ермолинская летопись: «Того же лета (1453 год) в Новеграде Великом представился князь Дмитрий Юрьевич Шемяка; людская молва говорит, что будто от отравы умер, а привозил с Москвы дьяк Стефан Бородатый к Исааку (Борецкому) к посаднику Богородицкому, а Исаак де подкупил князя Дмитриева повара, именем Поганка, тот же дал ему зелье в куряти...».
Львовская летопись: «Того же лета (1453 год) послал великий князь Стефана Бородатого в Новгород со смертельным зельем, уморить князя Дмитрия. Он же приехал в Новгород к боярину князя Дмитрия Ивану Котову, поведал ему речь великого князя; он же пообещал как глаголет Давид; яды хлеб мой возвеличили на мою лесть ( цитата из Священного Писания); призвал повара на сей совет. Князь Дмитрий по обычаю захотел поесть о полудни и повелел себе едино куря доспети. Они же окоянные смертным зельем заправили его и принесли его пред князь; и яде не ведый мысли их; не случи же ся никому дати его. Ту же разболелся, и лежа 12 дней представился...» и 17 июля 1453 года скончался.
С 1 по 28 октября 1987 года химическое отделение Бюро судебно-медицинской экспертизы ГУЗМ Министерства здравоохранения РСФСР провело исследование останков Шемяки по поводу обнаружения мышьяка, ртути, сурьмы и свинца, а также установления возможности наступления смерти в результате отравления. «При исследовании печени, почки, мышцы груди, содержимого брюшной полости (пыли) и кости обнаружены следы мышьяка».
Количество соединений мышьяка в почке составило значительную цифру — 0,21 мг (естественный фон по мышьяку в человеческом организме составляет лишь сотые миллиграмма — от 0,01 до 0,08).
«Для данной формы отравления характерно резкое обезвоживание организма, обусловленной обильной потерей воды и как следствие — выведение большей части яда. Резкое обезвоживание организма в период, предшествующий смерти, значительно способствует мумификации трупа. Смерть при желудочно-кишечной форме отравления наступает в срок до двух недель» - что и было отражено в летописи: «лежа 12 дней представился...». Летописные известия были подтверждены современной наукой.
В настоящее время останки святого Фёдора - Дмитрия Шемяки находятся в запасниках Софийского собора в Великом Новгороде.
Источник: Дмитрий Шемяка – древнерусский поджигатель гражданской войны
Понравилась статья? Не забывайте подписываться на канал и выражать поддержку. Впереди вас ждет масса интересных материалов.