На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Ты кто такой? Дворяне против князей

Местничество берет свое начало от княжеских застолий XIV века. Положение места за столом Великого князя (отсюда появился и сам термин), чем ближе к князю тем почетнее, свидетельствовало о заслугах человека, показывало его важность и статус в обществе.

Исходя из «места», на государственные и придворные должности назначались представители старомосковских родов и бывших удельных князей.

С расширением государства появлялись новые кандидаты, которых оценивали в первую очередь по знатности рода и заслуг предков, и только во вторую, по личным качествам. Говоря современным языком, социальный лифт не работал. К середине XVI века сложилась сложная и запутанная иерархическая система власти, часто дававшая сбои из-за амбиций начальников. Разрубить этот «Гордиев узел» удалось только царю Федору Алексеевичу в 1682 году, который по решению Земского собора приказал сжечь все разрядные книги, относящиеся к местничеству.

Хочу показать вам, уважаемые читатели, два примера местнических споров, которых за два столетия было больше двухсот, и царскую реакцию на них:

Местническое дело - Стряпчий Кузьма Андреевич Трусов против князя Федора Федоровича Волконского в 1642 году.

25 мая 1642 года на границу с Речью Посполитой, для межевания спорных территорий в район Путивля, были направлены окольничий князь Ф.Ф.Волконский и ясельничий Б.Ф.Болтин, а с ними девять человек, среди которых К.А.Трусов значился первым. Но его возмутило, что князю Волконскому предписывалось ставить в документах только свое имя с дополнением «с товарищи». К.А.Трусов тут же написал царю челобитную, мол как же так, ему, Трусову, находиться под началом князя Волконского «невместно» - это же какое бесчестье роду.

Царь Михаил Фёдорович Романов, через думного дьяка И. Гавренева передал свой указ: «они Трусовы детишки боярские обышные, а иные ваши родители служат и в боярских дворах», а за бесчестье князя Волконского, К.А.Трусова били батогами (бить батогами - это первое наказание для провинившегося, за второе нарушение - битье кнутом, ну а дальше уже идет подвешивание на дыбу).

Но Трусов не угомонился и после возвращения из экспедиции подал новую челобитную в которой упирал на заслуги отца: «В прошлом во 120-м году (1612) в безгосударное время из Великого Новгорода мой Куземкин отец был на Тихфине воеводою с русскими и с немецкими людьми...милостью Божией отец мой с теми русскими людьми в Тихфине немецких людей с восмсот человек побили, и воеводку немецкова и многих немецких людей живых поймали, и твоим государевым людям отец мой Тихфин отдал...». Челобитная длинная, в ней много интересных деталей о о роде Трусова, о Тихвинском восстании 1613 года, всю я ее приводить не буду, а кого из читателей заинтересуют подробности, то он сможет посмотреть по ссылке в конце статьи.

На свою вторую челобитную К. А. Трусов получил очень жесткий ответ: «Кузма Трусов! Бил ты челом государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всея Русии, и подал челобитную на околничего на князя Федора Федоровича Волконского в отечестве.

И государь царь и великий князь Михайло Федоровичь всея Русии тое твоей челобитные слушал и государь указал тебе сказать, что ты на околничево на князя Федора Федоровича Волконсково ему, государю, бьеш челом не делом, то ваше дело вершено наперед сево, и тово вершеново дела николи не переделают.

А вершено то дело по ево государеву указу, и вперед тому делу быть потому, как вершено.

А то велел государь тебе сказать имянно, чтоб ты вперед о том о вершеном деле ему, государю, не бил челом.

А толко ты о том вершеном деле на околничево на князя Федора Волконсково учнешь вперед ему, государю, бить челом, и тебя велит государь бить кнутом и сослать в Сибирь. И ты, Кузма, тот государев указ ведай, хоти малым челобитьем о том о вершеном деле заикнешься государю бить челом, и тебе пощады никакие не будет».

Боярин. Из открытого источника.
Боярин. Из открытого источника.

Местническому дело между опричным думным дворянином Романом Васильевичем Алферьевым-Нащекиным и земским человеком, казначеем князем Василием Васильевичем Литвиновым-Мосальским в январе 1572 г.

Дворянин Р.В.Алферьев и князь В.В. Мосальский были назначены в Великий Новгород на Казенный двор казначеями, где Алферьеву предписывалось быть «в менших товарыщех». Такое назначение Алферьев посчитал обидным и подал царю челобитную: «что ему, Роману, менши князь Василья быть невмесно». Царь Иван IV назначил комиссию в составе опричного боярина князя Семена Даниловича Пронского, земского боярина Михайла Яковлевича Морозова и земского дьяка Андрея Клобукова, с приказом разобраться в этом деле.

В присутствии комиссии, князь Василий правоту челобитчика признал безоговорочно: «Роман человек великой, а я человек молодой, и счету он с Романом не держит никоторова». Казалось бы, после того, как ответчик признал правоту истца, а это был единственный случай в местнических спорах, дело можно закрывать, но не тут то было. Алферьева такое спокойствие князя не обмануло, он понял, что князь Василий сейчас спор проиграет, но в дальнейшем попытается взять реванш и именно поэтому он продолжил приводить доводы в свою пользу, чтобы в дальнейшем у него была уже признанная база аргументов: «прадед мой Филип служил у князя Михайла Андреевича Верейскова, а был у него дворецкой. А было за ним жалованья Белоозеро, да Верея, и иныя жалованья, и Угорския волости даны в путь. А дед, государь, мой Юмран Нащокин был послан от отца твоего, государя нашего, во многих местех с воеводами: посыланы, государь, были воеводы в Литовскую землю к Витебску, и в той, государь, посылке дед мой Юмран Нащокин был воевода в правой руке больши Меншика Плещеева и иных воевод. Покажи, государь, милость, вели тем розрядом сыскати, кому был Юмран Нащокин в версту. А дед же мой Олферей был послан от отца твоего, государя нашего, в Литовскую землю: в большом полку князь Семен Мезецкой, в передовом полку дед мой Олферей, и грамота невместная деду моему на князь Семена дана. А батько, государь мой от отца твоего, государя нашего, был во многих именных посылках в Крыму, и в Казани, и в Литву посольством, и в ыных во многих именных посылках. И было, государь, за отцом моим отца твоего, государя нашего, многия кормленья великие, деда твоего, государя нашего жалованья, и в посылках во многих в имянных бывали. А я, холоп твой, твоею государевою милостью был от тебя, государя, во многих посылках, и в товарищах многим воеводам на твоих государевых службах, и от тебя, государя, головою во многих местех был из твоего, государева, розряду, в послах к Жигимонту королю польскому и литовскому ходил» и даже поставил под сомнение княжеский титул всего рода Мосальских: «А князь Василей Мосальской и род ево никто от тебя, государя, нигде в твоих государевых посылках не бывал, развел письма, и от твоих государевых воевод в городех нигде не бывали ж. А я, холоп твой, не ведаю, почему Мосальские - князи и хто они», рискуя получить встречную челобитную о бесчестье. Но князь Василий и здесь согласился: «что он Романова и своего родства Мосальских князей не помнит, потому что он родился в Литве, и счоту он с Романом не держит». В итоге царь выдал Алферьеву правую грамоту, в подтвержденье его претензий к князю Василию.

Такая покладистость ответчика при разборе дела объясняется просто - в то время род князей Мосальских находился в опале, да и выиграть у опричника местнический спор было практически невозможно. Князь Василий отложил все разбирательства на потом и оказался прав. После смерти Ивана Грозного, Василий Мосальский потребовал пересмотра дела в 1589 году и на этот раз его выиграл и правую грамоту Романа Алферьева аннулировали. А Роман Алферьев в том же году проиграл еще одно местническое дело против князя Засекина.

Вот такие нешуточные страсти кипели из-за гордыни.

Если понравилась статья, ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал.

Источники:

МЕСТНИЧЕСКОЕ ДЕЛО К. А. ТРУСОВ — КНЯЗЬ Ф. Ф. ВОЛКОНСКИЙ КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ ТИХВИНСКОГО ВОССТАНИЯ 1613 г.

ИЗ ИСТОРИИ МЕСТНИЧЕСТВА XVI ВЕКА

Ссылка на первоисточник
наверх