На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Когда православие пришло на Русь?

За время существования юлианского календаря (где весеннее равноденствие 21 марта, летнее солнцестояние 22 июня, зимнее солнцестояние 22 декабря) все начальные даты сместились: с X века на 5 суток, с XVI уже на 10, а с XX века на 13 суток.

В народном сельскохозяйственном календаре (или месяцеслове) день летнего солнцестояния приходится на 12 июня и называется днем Петра Афонского, а зимнего равноденствия на 12 декабря (день Спиридона-поворота).

Получается смещение в 10 суток, т.е. XVI век. Иными словами христианизация широких народных масс произошла на рубеже XV - XVI веков.

Медные пуло - разменная монета XV - XVI веков различных русских княжеств, монета для бедняков, на которую на торге, например, можно было купить кружку сбитня или кваса. Тут вам и драконы и черти и волколаки, фантастические птицы...Да и география княжеств впечатляет: Москва, Тверь, Великий Новгород, Ярославль, Псков, Смоленск, Суздаль и список с каждым годом растет. На что стоит обратить пристальное внимание, так это на отсутствие христианской символики на этих монетах православных княжеств. Перед вами молчаливые и в тоже время многоговорящие свидетели той эпохи:

из открытого источника
из открытого источника

У нумизматов это пуло называется «Птица с цветком в клюве». Сюжет аверса явно перекликается с финским эпосом «Калевала». В русском фольклоре утка не является ни священным животным, ни тотемным. Утка у русских - это просто домашняя птица, не более. Но у финских племен, потомки которых до сих пор живут в Тверской области, сохраняя свой язык, к утке отношение другое.

из открытого источника
из открытого источника

Изображение скотьего бога Велеса и обряда «Туриц»: бык и семь девушек. Толстые точки точки вокруг головы - это стилизованные изображения «семи девиц».

из открытого источника
из открытого источника

А вот и жар-птица из русского фольклора.

,из открытого источника.

Птица Сирин в славянской мифологии, сирена из греческой, русалка из русских сказок на монетке Московского княжества. Датируется пуло концом XV, началом XVI века.

из открытого источника
из открытого источника

Или вот монетка с изображением фантастического животного на одной стороне, а на другой стороне выбито имя князя Михаила Борисовича. Интересно, правда?

После XV века смердов стали называть крестьянами(хрестианами).

Сигизмунд Герберштейн в «Записках о московских делах», изданных в 1549 году, пишет: «Хотя исповедь полагается по их уставу, однако простой народ думает, что это дело князей и что она преимущественно приличествует знатным господам и более именитым мужам».

В 1551 году состоялся Стоглавый поместный собор. Вот выдержка из главы 92: «Еще же мнози от неразумения простая чадь православных християн во градех и в селех творят еллинское бесование, различныя игры и плескание против праздника рождества великого Ивана Претечи в нощи и на самый праздник в весь день и нощь. Мужи и жены, и дети в домех, и по улииам обходя, и по водам глумы творят всякими игры и всякими скомрашствы, и песньми сатанинскими, и плясанми, и гусльми, и иными многими виды, и скаредными образовании, еще же и пьянством. Подобна же сему творят во днех и в навечерии рождества Христова...».

Из челобитной 1666 года Федора Иванова царю Алексею Михайловичу: «...мнози, мнози поселяне… покланяются солнцу… и лошадям покланяются».

Указ о взятии штрафа с неисповедавшихся, 1718 год.

«...И то надзирать в приходах самим священникам и прикащикам, и старостам аще случится: И кто будет исповедываться, и неисповедываться, тому всему иметь книги погодно, и присылать их по епархиям в духовные приказы, а кто по тем книгам явится без исповеди, и с таких править тех приходов священникам штрафы. с разночинцов и с посадских первой по рубли, второй по два рубли, третей по три рубли; а с поселян, первой по десяти денег, а другой по гривне, третей по пяти алтын...».

Вот так создали исповедальные книги, в которые стали записывать явившихся и не явившихся на исповедь, с последующей отправкой данных по инстанции. В дальнейшем, этот указ был подтвержден и в царствование Анны Иоановны и во времена Екатерины II, но с поправками на суммы и объекты штрафов.

И не смотря на эти меры, например в 1783 году в архангельской епархии не явившихся на исповедь в Великий пост, числилось 79 243 души из общего количества прихожан в 215 762 души, о чем архангельский иерей доложил генерал-губернатору Мельгунову, с уточнением, что записанных в раскол около 1 500. Справедливости ради надо отметить, что в Красноборском уезде Вологодской епархии в 1790 году из 41 180 человек не исповедовавшихся было всего 546.

Мы с вами в быту частенько сталкиваемся с отголосками язычества:

разбитое зеркало, просыпанная соль, черная кошка на пути, человек с пустым ведром - дурное предзнаменование.

нельзя выносить мусор после захода солнца, есть с ножа, здороваться через порог - негласные запреты.

посидеть на дорожку, постучать по дереву, трижды тьфу-тьфу-тьфу, чтоб не сглазить - призываешь удачу, отгоняешь неприятности.

Так когда же религия стала народной, а не только элитарной?

Источники:

Русский календарный стиль

П.Г.Гайдуков "Медные русские монеты конца XIV-XVI вв."

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх